Март 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Обычная версия сайта Цвет шрифта: A A A A A Размер шрифта:  
Контрастная версия сайта

 

Выступление о состоянии и перспективах развития детско-юношеского спорта в городском округе город Уфа

Выступление о состоянии и перспективах развития детско-юношеского спорта в городском округе город Уфа

и.о. начальника Управления по физической культуре спорту Степанова С.А.

Целью проводимой работы на муниципальном уровне является обеспечение условий для развития на территории ГО физической культуры и массового спорта.

Основным показателем этой работы является доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в общей численности населения (не менее 3 часа в неделю).

Среди уфимцев детско-юношеского (школьного) возраста показатель составляет 66,3%. Рост охвата достигнут в большей степени благодаря введению на федеральном уровне в школьную программу 3-го урока ФК.

Ориентир в 80%, обозначенный Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года достижим за счет проведения уроков физической культуры для категории «освобожденные» в щадящем режиме, а также развития системы школьного спорта на местах.

Абсолютный охват занимающихся г.Уфе составляет 31,8 %.

В 2020 году Стратегия предусматривает показатель на уровне 40%. Его достижение мы видим в увеличении занимающихся школьников (см выше), организации работы дошкольных учреждений (запустили Спартакиаду районы/город в 2015г.), а также лиц пожилого возраста (скандинавская ходьба порядка 1 тыс.чел, организация пенсионеров)

Влияют на достижение показателя и следующие факторы:
1) наличие, количество и качество объектов ФКиС,
2) система организации мероприятий,
3) пропаганда и агитация за здоровый и активный ОЖ

Создание условий – это определяющее в развитии ФКиС на местах. Доступные качественные условия для занятий ФКиС в шаговой доступности ведут к самоорганизации жителей и, как следствие, также к увеличению показателя по охвату.

1) наличие, количество и качество объектов ФКиС

С 2016 года в РФ изменилась методика подсчета обеспеченности спортивными сооружениями. Просчитывается она исходя из единовременной пропускной способности суммарно всех видов сооружений отрасли. На конец 2016 года по Уфе показатель составил – 40,5% при среднем значении по РФ 47,6%.

Инфраструктура не статична, строятся новые и реконструируются имеющиеся объекты спорта (пример: ст. Нефтяник, ст. Гастелло). Возводится «Крытый каток в Орджоникидзевском районе ГО г. Уфа РБ» - РАИП, Газпром, Город; Центр спортивной подготовки по ул. Камышлинская _ РАИП и РФ.

Кроме того, в «Перечень объектов к 100-летию образования Республики Башкортостан» вошли:
- реконструкция тренировочной площадки ФК «Уфа» по ул. Элеваторная, 9 РАИП и РФ;
- реконструкция бассейна «Нефтяник» ФК «Уфа» РАИП и РФ;
- строительство бассейна по ул. Т.Янаби РАИП;
- реконструкция стадиона «Строитель» (без источника финансирования).

Сегодня 3 из 14 предложений в Управлении инвестиций города – это предложения, касающиеся реконструкции муниципальных спорт объектов. В целом по крупным объектам нам совместно с министерством необходимо более полно использовать имеющиеся возможности, в первую очередь по участию в Федеральных программах и взаимодействию с Минспортом РФ.

Наиболее активно идет строительство спортивных площадок. Весомый вклад вносят депутаты всех уровней, работает Программа партии Единая Россия «Реальные дела». Муниципалитет занимается обустройством велодорожек (72,5 км.), «троп здоровья» используемых в т.ч. для скандинавской ходьбы, строительством ВМХ-площадок, ежегодно ремонтируются и реконструируются хоккейные коробки. Всего 87 ед. (31% пластик).

Возводятся площадки с турниковыми комплексами для подготовки к выполнению норм ГТО. Заработала Программа поддержки местных инициатив, по которой в т.г. подрядчики приступили к строительству 21 спортплощадки. Как правило это турниковые комплексы, есть и 2 хоккейные коробки (Кировский и Октябрьский район).

Управление принимает в вышеперечисленной работе самое непосредственное участие. Кроме того, мы ежегодно напрямую привлекаем внебюджетные средства компании «Башнефть» через Фонд СЦП РБ на строительство спортивных городков, включающих в себя ряд спортивных площадок. Так за 4 последних года на эти цели Управлением привлечено 88 млн. рублей.

ПериодОбъектСумма
2014-2015 гг.БГ №102 (ул. Островского, 16)36 млн. руб.
СОШ №85 (ул. Кулибина, 38)
СШ №32 (ул. Б.Бикбая, 13)
2016г.СОШ №116 (ул. Блюхера, 25)24 млн. руб.
СОШ №159 (ул. Гагарина, 59)
2017г.СОШ №76 (ул. Победы, 24)28 млн. руб.
Спортивный центр «Уфимский Сокол» (Благовещенский район, д. Турушла)
ИТОГО88 млн. руб.

Мы рассчитываем, что сохранить динамику по обеспеченности объектами спорта в Уфе нам удастся в первую очередь за счет строительства плоскостных спортивных площадок.

2) система организации мероприятий

В Уфе ежегодно проходит порядка 1400 Ф-С мероприятий. Управление традиционно организует массовые Всероссийские акции, активно содействует проведению «День 1000 велосипедистов», Международный уфимский марафон и т.д. При этом сохранены традиционные детские турниры, такие как «Золотая шайба», «Кожаный мяч», «Команда нашего двора». Количество городских мероприятий мы стараемся не раздувать, оптимизируем их за счет объединения и укрупнения, при этом стараемся делать их более качественными и массовыми.

Календарь мероприятий Управления включает в себя соревнования по видам спорта, физкультурные и массовые спортивные мероприятия охватывая все возрастные категории жителей начиная от дошкольников заканчивая пенсионерами города.

В целях повышения узнаваемости и спортивного престижа, в Уфе регулярно проводятся международные спортивные соревнования. Ярким примером детско-юношеского спорта являются Международные детские игры, проводимые под патронажем МОК с 1968 года.

С 2011 года Уфа стала постоянным участником Международных детских игр. В 2013г. впервые зимние Игры прошли в России, в г.Уфе и были отмечены как лучшие по уровню организации. Игры заметно улучшили материально-техническую базу СШ по зимним видам спорта, на внебюджетные средства приобретено современное спортивное оборудование и инвентарь, у горнолыжников появилось новое здание спортивной школы. По итогам проведенных в Уфе зимних Игр, в состав международного Комитета Игр, включен единственный представитель России, уфимец олимпиец Андрей Кривошеев. В 2019 году столице Башкортостана доверено проведение летних МДИ. Сегодня начата работа по их подготовке.

Что касается финансирования отрасли в Городе.

Бюджет отрасли формируется за счет средств муниципалитета, ежегодно удается сохранить объем финансирования отрасли. Вместе с тем размер финансирования уступает средним показателям по крупным городам. По Республике – картина аналогичная.

Объем финансирования отрасли «ФКиС» в общем объеме бюджета ГО г.Уфа

ФКС работа ведется секционно в общеобразовательных школах, небольшая доля в системе ДПК по линии молодежи, частными СК в форме фитнесс-центров, которых в Уфе насчитывается 74. Это важное и востребованное направление.

Подготовка же спортсменов осуществляется в системе спортивных школ. В спортивных школах Уфы занимается 24 462 человека, это четверть всех школьников города. Уфа ежегодно готовит порядка 70% республиканских спортсменов высокого класса. Ежегодно тренерами уфимских спортшкол готовится 110-120 Мастеров спорта, около 30 МСМК, более 500 КМС.

Количество спортивных школ и видов спорта в них46 школ (67 видов спорта), в том числе:
муниципальные - 34 школы (63 вида спорта)
республиканские – 8 школ
спортивная школа при ФК «Уфа»
спортивная школа при ХК «СЮ»
спортивная школа при клубе им.Н.Гастелло
спортивная школа при БГПУ им. М. Акмуллы
Количество занимающихся в спортивных школах г.Уфы24 462 чел. в т. ч. в муниципальных - 18362 чел.

В последние 5 лет муниципальным спортивным школам передано 14 спортивных объектов и сооружений (СК «Железнодорожник», СК «Юлаевец», здание СШОР по горнолыжному спорту и т.д.). Несмотря на это объектов по-прежнему не хватает, поэтому спортшколы активно используют с/залы СОШ, работают в приспособленных помещениях.

Управление поработало в рамках целевой программы «Доступная среда», проведены работы по обеспечению доступности объектов муниципальных спортивных школ (2015 год - 8 школ) для инвалидов и других маломобильных групп населения.

С 2013 года работает подведомственный Управлению загородный «Спортивный центр «Уфимский Сокол». Ежегодно в спортивном центре проходят учебно-тренировочные сборы более 3 тыс. воспитанников муниципальных спортшкол. Из года в год улучшается материально-техническая база Центра. За счет внебюджетных средств реконструирован открытый 25-м бассейн (1,8 млн руб.), обустроена спортивная площадка (1,2 млн руб.), строится спортивный городок (22 млн. руб.)

Работаем мы и с адресными федеральными программами. Ежегодно Управление организует участие спортивных школ г. Уфы в федеральном конкурсе на гранты Некоммерческой благотворительной организации «Фонд поддержки олимпийцев России».

УчастникиПолучение грантов в 2013г. по результатам участия в 2012г.Получение грантов в 2014г. по результатам участия в 2013г.Получение грантов в 2015г. по результатам участия в 2014г.Получение грантов в 2016г. по результатам участия в 2015г.
СШОР № 1 3 млн. руб.1 млн.руб.--
СШОР № 33 3 млн. руб.3,5 млн. руб.3 млн. руб.-
СШОР № 15 2 млн. руб.2 млн. руб.4,1 млн. руб.-
СШОР № 4 1 млн. руб.2 млн. руб.850 тыс. руб.-
СШОР по фехтованию 1 млн. руб.3,5 млн. руб.1,5 млн. руб.-
СШОР по гор/лыж спорту-2 млн. руб.1,5 млн. руб.750 тыс. руб.
СШОР «Уфимец»-1 млн. руб.--
СШОР №11---1 млн. руб.
Итого:10 млн. руб.15 млн. руб.10 млн.
950 тыс. руб.
1 млн.
750 тыс. руб.
Итого всего37 млн. 700 тыс. руб.

За последние 4 года СШ адресно получили гранты на общую сумму 37,7 млн. руб.

В рамках Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» работает механизм поддержки так называемых базовых олимпийских видов спорта. Приказом Минспорта РФ № 83 от 14.02.2014г. «Об утверждении перечня базовых видов спорта на 2014 - 2018 годы» за каждым регионом закреплены приоритетные виды спорта.

Всего базовых видов спортаРазвивается в муниципальных спортивных школахРазвивается в республиканских спортивных школах
23 вида19 видов в 22 учреждениях8 видов в 7 учреждениях

Федеральный центр уделяет внимание развитию базовых видов на местах и ежегодно направляет средства в регионы на их развитие.

Ранее, федеральные средства, перераспределяясь в минспорте РБ, шли через Федерации по видам спорта, а в спортивные школы, работающие по этим видам, средства не поступали. Однако в 2017 году двум муниципальным школам (прыжки с трамплина и бокс) передано спортивное оборудование на общую сумму более 11 млн. руб. (11 286 000,14 руб).

Хотелось бы, чтобы ПЕРВОЕ - федеральные средства из республики поступали непосредственно спортивным школам, либо был налажен контроль и отчетность, с оценкой эффективности их использования различными Федерациями, и ВТОРОЕ – чтобы на республиканском уровне тоже появились формы адресной поддержки муниципальных спортивных школ, развивающих базовые олимпийские виды спорта. Считаю, что со стороны республики должна быть поддержка и заинтересованность в результатах работы.

Остановлюсь на основных проблемных направлениях, их 3:

В настоящее время в муниципальных спортивных школах на этапах спортивного совершенствования (СС) и высшего спортивного мастерства (ВСМ) занимается 782 спортсмена. Все они, как правило, входят в состав спортивных сборных Республики Башкортостан и спортивные сборные Российской Федерации. Списки групп СС и ВСМ персонально согласовываются с Министерством молодежной политики и спорта Республики Башкортостан.

При этом к полномочиям органов местного самоуправления в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 04.12.2007 г. № 329 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – Закон №329-ФЗ) относится участие в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации.

В целом же обеспечение подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации является полномочием субъектов Российской Федерации (ст. 8 Закона №329-ФЗ), равно как развитие детско-юношеского спорта в целях создания условий для подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации, содействие развитию спорта высших достижений.

В соответствии с приказом Минспорта России от 30.10.2015г. № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации» спортивные школы при достижении определенного уровня подготовленности и результативности спортсменов на этапе СС, ВСМ вправе передать их в училище олимпийского резерва или центр олимпийской подготовки. Однако в силу отсутствия в Республике Башкортостан указанных учреждений передача спортсменов не представляется возможной.

В результате вся работа по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд Республики Башкортостан (расходы на подготовку спортсменов высокого класса) осуществляется за счет средств, предусмотренных на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания спортивных школ в ущерб расходам, которые должны направляться на подготовку основной массы занимающихся, «съедая» большой объем финансирования и затрудняя набор детей на начальный этап спортивной подготовки.

Расходы на подготовку спортсменов высокого класса, осуществляемые за счет бюджета городского округа город Уфа, составляют 94 826,8 тыс. рублей в год, в том числе зарплата тренеров – 52 303,9 тыс. рублей. Эта нагрузка для местного бюджета является существенным фактором, сдерживающим развитие массового спорта. А именно развитие массового спорта является основным полномочием муниципалитета в области физической культуры и спорта.

На слайде слева представлена классическая пирамида спортивной подготовки, правая часть отражает ситуацию сложившуюся в РБ.

PS. Массовый спорт – часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных и массовых спортивных мероприятиях

С целью решения данной проблемы Городом неоднократно, с 2011 года направляются в республику предложения субсидировать подготовку спортивного резерва в части подготовки спортсменов на этапах СС и ВСМ из средств республиканского бюджета.

Следующее, наиболее перспективные спортсмены состоят на должностях спортсменов-инструкторов в муниципальных спортивных школах. При этом в соответствии с п. 4 Требований к обеспечению подготовки спортивного резерва в случае соответствия спортсмена критериям для включения в списки кандидатов в сборные команды субъекта Российской Федерации он вступает в трудовые отношения с региональным центром спортивной подготовки (в республике – это ГАУ Центр спортивной подготовки Республики Башкортостан). 71 чел. – затраты городского бюджета составляли 8 592,5 тыс.руб.

Для рассмотрения данного вопроса Министерством молодежной политики и спорта Республики Башкортостан была создана межведомственная рабочая группа, в ходе совещаний которой принят проект Положения о порядке и условиях зачисления спортсменов, спортсменов-инструкторов в штат ГАУ Центр спортивной подготовки Республики Башкортостан. Однако до настоящего времени ни один спортсмен, спортсмен-инструктор не переведен (не зачислен) в штат ГАУ Центр спортивной подготовки Республики Башкортостан.

Также, с целью перераспределении средств с профессионального спорта на развитие массового спорта (во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина) было подготовлено предложение по передаче в ведение Министерства молодежной политики и спорта РБ семи муниципальных спортивных школ: 1, 4, 13, 18, 19, 30, 33 по базовым и олимпийским для республики видам спорта (в т.ч. гандбола!). По гандболу параллельно со школой СШОР № 13 «Алиса» создан и функционирует Спортивный гандбольный клуб «Уфа-Алиса» (АНО), учредителем которого является Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан. Деятельность школы и клуба тесно взаимосвязана, поэтому целесообразна передача школы в ведение ММПС РБ.

Данные мероприятия существенно снизят финансовую нагрузку на местный бюджет, а это 94 млн. рублей в год, и позволят направить средства и сосредоточить внимание на развитии массового спорта – основном полномочии органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта.

Вариант, предусматривающий субсидирование ВСМ, перевод 7 спортшкол в ведение РБ и перевод спортсменов-инструкторов в ЦСП РБ:

ВСМ7 спортшколСпортсмены-инструкторы
61,8 млн. руб.94 млн. руб.8,5 млн. руб.
Всего: 164,3 млн. руб.

Вариант, предусматривающий субсидирование ВСМ с переводом спортсменов-инструкторов в ЦСП РБ:

ВСМСпортсмены-инструкторы
94,8 млн. руб.8,5 млн. руб.
Всего: 103,3 млн. руб.

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru



Читайте нас в социальных сетях: ВКонтакте Twitter